"Просто и доступно" - серия книг, которую с интересом читают и профессионалы, и радиолюбители
Вернуться к теме

Берлин и что-то заодно с ним:
по Европе в августе 2005 года

Калининград-Потсдам-Берлин-
Амстердам-Антверпен-Брюссель-Париж-
Сент/Женевьев/де/Буа-Люксембург-Кельн

"Дезедорант - спрэй до чоловiкiв"
надпись на баллончике (укр.)

Начнем, пожалуй, свой рассказ…
Вообще-то на этот раз хотелось посмотреть Италию "от и до", особенно - "до": доехать до Неаполя, глянуть на пресловутые Помпеи, которые позировали Брюллову в день извержения Везувия, проверить закон всемирного тяготения на Пизанской башне. Да, в конце концов, и Рим неплохо было бы проверить "на прочность". Но… группа не набралась, а отпуск перенести на другое время - дело практически невозможное и бесперспективное к тому же.

Поэтому из того, что предлагалось и устраивало, выбрал вариант, в котором есть хоть какие-то белые пятна. Совсем даже неплохо: Потсдам не видел, Берлин - давняя мечта, Антверпен опять же новый, а Люксембург - вообще отлично. Даже Париж, исхоженный вдоль и поперек, теперь был запланирован в пригородном варианте.

Официальный дурдом в этом году был ужесточен: ввели наличие обязательной фотографии на визе, причем "цветной", "не цифровой", "не компьютерной", "с размером и фоном". Еле нашел такую мастерскую, где сделали то, что надо. Ну ладно…

Калининград ака Кенигсберг
Прогресс в городе "налицо" - стало гораздо чище, заасфальтированнее, появились домики в ограде, с будками охранников и шлагбаумами, на каждом углу торгуют сотовыми телефонами. Даже есть фонтан, который абсолютно бесплатно подарили немцы. Как с гордостью сказали местные жители, этот фонтан достался от "немчуры" по-"халявному", поскольку "нечего дурака валять, пусть на нас поработают". Кафедральный собор усиленно прихорашивают и подсвечивают ночью, кто-то купил "недострой" на месте замка и усиленно его достраивает. Отечественных машин на улицах почти нет.

К сожалению, родное Отечество о себе знать дает: в гостинице не было воды - ни горячей, ни холодной. По этому поводу приходила горничная и забрала "затычку" от ванной, поскольку "вам она все равно не нужна", а в другом крыле "хотят помыться". В лифте приколоты карточки размером с "визитку" - "отдохнем круглосуточно", "небесные шалости" и все в таком же духе. Ради интереса повытаскивал все до одной и выбросил в мусорное ведро. Через пять минут в том же лифте все было на месте - вот это оперативная рекламная работа…

Потсдам
Погулять по самому Потсдаму не удалось - было очень мало времени. Около часа провел в Сан-Суси - такой большой парк в центре Потсдама, принадлежавший какому-то бывшему правителю, с дворцами, фонтанами и прудами. Такой лакированный, постоянно подстригаемый и подметаемый туристический аттракцион. После дворцов Царского села, Петергофа и даже Гатчины абсолютно не впечатляет. Впрочем, кому - что…

На паркинге, среди однообразно-унылых автобусов углядел выдающийся вариант "под Пабло Пикассо", прямо настоящее произведение искусства, а не автобус. Позже, из окна, снял розовый "Фольксваген-жук", который кто-то использовал как мобильный стенд для рекламы. Вот, собственно, такие впечатления от Потсдама, и все они почему-то связаны с колесной техникой.

Берлин
Его усиленно застраивают в восточной части, но все равно большая часть Берлина (восточная) сохранила ГДР-овский облик, и это очень хорошо видно по западной части города. В восточном Берлине есть телебашня, и в западном - тоже есть. Наверное, в свое время и те, и другие пытались друг друга перекричать. Куски Берлинской стены еще сохранились - они разрисованы разными "граффити", в том числе смачно целующимися Брежневым и Хонеккером. В городе также продают открытки с приделанными к ним прозрачными баночками, в которых болтаются куски штукатурки. Говорят, что это, якобы, куски Стены…

В метро заходят так же, как и в обычный общественный транспорт: спустился, купил билет, сел в поезд и поехал - без всяких турникетов. Для нас, наверное, диковато - ну как же это так: просто зашел и просто сел? Вроде бы билет здесь - что-то лишнее…

Перед Рейхстагом торгуют сосисками и пивом в бутылках. Торговец наверняка жил при немецком социализме - по-русски понимает неплохо, и даже говорит чутка. Между арками Бранденбургских ворот из земли торчат массивные фигурные железки, на которых можно спокойно сидеть и поедать купленные сосиски, восхваляя "Дойчланд" за вкусную пищу. Урну, правда, найти очень сложно.

Рядом с воротами - посольство России: солидное здание с российским флагом на башне. Фронтон украшен "серпастым и молоткастым" - пущай имеют в виду. Напротив кто-то повесил плакат с известным бородатым дядькой - пущай тоже имеют в виду.

Амстердам
Чтобы не повторяться: город как не понравился в прошлый раз, так не понравился и в этот раз. На улицах масса экстравагантных личностей, каких не встретишь даже в самом крутом фильме ужасов - сидящих на дороге, ковыряющих в носу, рассматривающих свои ногти, крутящих свои косички. Но отлично разбирающихся в "правах личности" - лучше не пытаться их фотографировать: "труба" наготове, полиция наверняка тоже где-то рядом и поспешит наказать "попирающего права человека".

Ещ в Амстердаме нужно следить за тем, что находится в руках, висит на шее и лежит в карманах: "стырят" - глазом не моргнешь. Ротозеям предназначены предупреждающие таблички, что, типа, ахтунг, ворона, на твою сумочку здесь есть желающие.

В центре города места очень мало, поэтому он производит впечатление нагромождения домов и каких-то металлоконструкций, но сверху - очень даже стройно. Хотя совершенно непонятно, почему царь Петр Первый "запал" на Амстердам…

Антверпен
"Очень бельгийский город" - кто-то сказал мне из попутчиков. Город действительно бельгийский, так как расположен в Бельгии, но причем здесь "очень" - несколько непонятно. Хотя на самом деле здесь очень хорошо.

В центре города небольшие домики, кафедральный собор. На центральной площади изрыгает водные струи фонтан Брабо. Существует легенда, по которой где-то в окрестностях Антверпена жил великан и не давал местным бизнесменам делать капитал, какие бы взятки они ему не давали - такой вот ненасытный был. В общем, не понял великан, что надо "и самому жить, и другим жить давать". Нашелся некто, кто порубил великана на куски. Отрубленная рука жадного великана теперь изваяна в бронзе и из нее течет вода.

Еще на центральной площади есть старинные дома гильдий - гильдии сырников, гильдии кожевенников и еще нескольких. На каждом доме прикреплена фигурка, символизирующая гильдию. К сожалению, безуспешно пытался найти дом гильдии программистов и гильдии создателей компьютерного "железа".

Всем показывают дом гильдии мясников - очень оригинальная идея из красного и белого кирпича, символизирующая структуру мяса свиньи с прослойками жира. Эдакий дом-поросенок.

В городе можно увидеть картинки, в сжатом виде рассказывающие о пивоварении. Пиво на этих картинках пьют все и одновременно: от короля до грудного младенца. Есть еще и другие картинки (или реклама) совершенно непонятного содержания - быть может, это сборная Бельгии по дзю-до?

Брюссель
Собсно, здесь уже был, правда, в ночном городе. Сейчас Брюссель предстал как город дневной. Отличия, конечно, есть, но не столь значительные, чтобы о них что-то рассказывать. Главная площадь "Гранд пляс" полна туристического народа, от нее расходятся в все стороны "страаты", то есть улицы. На "улице рыбных ресторанов" зазывают по-русски и зачем-то подогревают окружающий воздух развешенными обогревателями.

На главной площади есть "пивнушка" с лебедем, закрепленным над входом - говорят, сюда захаживали враги мирового капитала К.Маркс и Ф.Энгельс. Почему ух там не арестовали, совершенно неясно.

Уезжать из Брюсселя пришлось бегом. По этому случаю, чтобы часть наших людей не потерялась где-нибудь в рыбном ресторанчике, за питием отменного темного пива или ядением "брюссельской вафли", пришлось поднять над головой отечественный государственный флажок и, надуваясь от гордости, пройтись с ним до остановки прямо от "Гранд пляс". А что, елки-палки, пустячок, но приятно!

Париж, Париж, Париж
Трижды Париж - уже не праздник, который всегда с тобой, а мучительный поиск того, что бы посмотреть, чего не видел. Оказалось - не видел еще достаточно.

Метро в Париже попроще Питерского - и станции как братья-близнецы, и глубина не та. Но - куча станций. Центр города, можно подумать, состоит из одних станций метрополитена, которые встречаются на каждом шагу. Часто в них ездят так: заходят на одной станции, около тридцати секунд едут до следующей - и выходят. Ни станция посадки, ни станция выхода не являются пересадочными, а проезд стоит евро-сорок. И вот не лень спускаться и подниматься, да еще тратить деньги, чтобы пройти то же расстояние за две минуты.

Ночной Париж с высоты Эйфелевой башни - зрелище довольно-таки приличное, хотя ночью все города более-менее одинаковые. Синюю полоску на фоне неба оставил прожектор с верхушки башни, который зачем-то постоянно перемещает свой луч на 360 градусов.

В дневном небе луча прожектора уже нет, но есть дорожки от самолетов, которые изъездили парижское небо по самое некуда. А на мосту Александра Третьего - есть легкоузнаваемые двуглавые птички, которые скажут любому о том, что наша рука достаточно длинная, и, если надо, дотянется.

Сент-Женевьев-де-Буа
Вот это местечко - цель нынешнего приезда в Париж. Расположено оно в 30 минутах езды на "электричке", то есть в пригороде. Здесь есть русское кладбище, куда как раз и направился, выделив для поездки день.

Электричка, или, как ее здесь называют, RER, начинается в городе под землей, потом выныривает наверх и уже катит по классике. С непривычки разобраться, как доехать в нужном направлении - непросто. Поезда обозначаются не по названию конечной станции, а шифруются четырьмя буквами. Сиди и думай, куда ехать… Мне, правда, подсказал верное направление молодой парнишка-парижанин.

До русского кладбища ехать нужно на автобусе - идти далековато. Стоимость проезда - где-то тоже евро-с-полтиной. Водитель обычно негр или индус, может дать билет, а может и не дать. Также можно "проспать" нужную остановку "Piscine", если зевать по сторонам и не следить за надписями на остановках. Но ежели спросить, где здесь "рюс симетиере", то пассажиры в нужном месте как один начнут галдеть: "рюс, рюс, сорти".

Описывать, кто похоронен на кладбище и какой след оставлен ими в истории, нет смысла - все и так все знают. Поэтому, если кто-то захочет сам посетить это место, привожу "пошаговую инструкцию", следуя которой, можно без проблем добраться, поклониться и так же без проблем вернуться, даже если вы не знаете ни слова по-французски.

Итак. Для начала необходимо достать схему транспорта. Такие схемы публикуются на обратной стороне карты города и их можно бесплатно взять в любой гостинице. Поскольку на поездку будет потрачена примерно половина дня, лучше начинать ее с утра. На метро по линиям "5" или "10" надо доехать до станции "вокзал Аустерлиц" ("Gare d'Austerlitz"), затем пересесть на "электричку" (RER) линии "С4" или "С6". Линия RER в городе, как я уже сказал, начинается под землей, поэтому к ней можно просто перейти со станции метро. Естественно, перед посадкой на RER необходимо приобрести билет - его ориентировочная стоимость до Сент-Женевьев-де-Буа составит 5 евро. Расшифровать направление поезда поможет информационный щит со схемой, установленный на перроне. Уже после посадки в поезд желательно отслеживать из окна названия станций, которые вы проезжаете.

Мы в Сент-Женевьев-де-Буа. Выход из "электрички" находится с левой стороны по ходу поезда. Не переходя железнодорожные пути, нужно выйти на круглую привокзальную площадь и найти остановку автобуса № 104. Автобус ходит по расписанию, с которым придется ознакомиться здесь же. Нужная остановка - 14-я, если считать от вокзала. На каждой остановке есть стенд с ее названием, стенд хорошо видно из окна, а в автобусе имеется схема маршрута. Правда, некоторые остановки могут быть водителем пропущены, так что здесь нужно усилить внимание. После того, как вы вышли на остановке PISCINE, переходите на противоположную по диагонали часть перекрестка. Далее - по стрелке дорожного указателя нужно пройти 150-200 метров до ворот кладбища.

Остановка обратного автобуса находится ровно напротив той остановки, на которой вы выходили по дороге на кладбище. Рядом расположен щит с расписанием - не поленитесь подойти к нему и примерно сориентироваться со временем прибытия автобуса, чтобы не скучать на скамеечке, рассматривая проезжающие по шоссе машины (что мне пришлось делать). С "электричками" RER дело обстоит гораздо проще - они ходят с интервалом 10-15 минут.

После поездки понял, что, поскольку когда-нибудь "все там будем", очень хорошо было бы "вот сюда".

Люксембург
Государство из разряда гигантов. После Монако и Лихтенштейна кажется ну просто огромным, хотя по карте - мелкий клочок земли. Здесь более-менее тихо и более-менее спокойно. Столица - Люксембург - состоит из сплошных ландшафтов, но дома тоже есть. Дворец Великого герцога и поныне служит вместилищем Великого герцога. Напротив - торчащие из земли обрезки черных стальных труб. С какой целью они торчат - не понятно. Другие трубы - дымовые - поинтереснее и поразнообразнее.

Где-то на холме виднеются "три поросенка" - здания Европейского сообщества - вот там вершится большая европейская политика. Да, местечки выбрано со вкусом…

Здесь же - "балкон Европы", "всемирное наследие Юнеско" и все такое прочее. На самом деле - простая ограда, которая тянется над обрывом на 1,5-2 километра.

Кельн
Неплохое завершение вояжа - здесь уже все знакомо, добавить нечего, кроме кружки пива. Кое-кто, устав от европейских переездов, просто лезет в Рейн, хотя "нельзя", "не положено", "может прийти полиция", но "рюсо туристо" все-таки пересиливает.

У собора вечером сидит "бывший наша народ", попивает пивко и "трет" темы про то, как здесь тяжело живется. Но разговоры эти - так, "в пользу бедных". На самом деле вековая тоска в глазах "бывшего нашего народа" не просматривается.

© Авторская страница Б.Ю.Семенова.